Газета

 

cкачать pdf

Реквизиты

Адрес: 420033, г. Казань, ул. Сабан
ОГРН: 1071600007005
ИНН: 1656046402
КПП: 165601001
Р/с: № 40703810301010190222 АКБ «Заречье» (ОАО)
БИК: 049205772
К/с в ГРКЦ НБ РТ г. Казани – 30101810900000000772
Коды:
ОКПО: 83474089
ОКОГУ: 62000
ОКАТО: 92401377000
ОКТМО: 92701000
ОКФС: 54
ОКОПФ: 83

Сайты Епархии

Информационно-просветительский сайт Казанской епархии Русской Православной Церкви

Подготовка к Крещению

Данная памятка предназначена для обязательного прочтения:

если крестится младенец - крестными и родителями

если крестится взрослый – сам крещаемый.

 

          Как подготовиться к Крещению?

 

Ко многим событиям в нашей жизни мы тщательно готовимся. Мы готовимся к школе, готовимся к сдаче экзаменов, волнуемся перед свадьбой, готовимся к рождению детей, готовимся к крестинам — приглашаем гостей, родственников, крестных. Конечно же, и к Крещению необходимо тщательно готовиться. Крещение бывает только один раз в жизни. Оно должно запомниться навсегда и определять всю жизнь человека.

Но не памятные фотографии или богатое угощение и количество гостей на крестинах должны сделать для Вас это событие важным и памятным, а Ваше отношение к нему. Чем для Вас является Крещение? Почему Вы решили крестить своего ребенка? Почему Вы согласились стать крестным или крестной? Задумайтесь над этим вопросом, ведь это очень важно.

Итак, давайте готовиться к Крещению, готовиться внутренне, духовно. Пусть прочтение и усвоение содержания данной брошюры и будет Вашим небольшим, но серьезно обдуманным шагом на пути к правильному пониманию этого «великого и пренебесного Таинства» Церкви.

Прежде всего, постарайтесь ответить на следующие вопросы, ответить честно, не обманывая самих себя.

1.        Верите ли Вы в Бога?

Конечно же, Вы уже ответили на этот вопрос утвердительно. Но не спешите перебегать глазами на следующий вопрос. Вы признаете, что Бог существует, что Он присутствует в нашей жизни, влияет на нас. Но является ли такое признание существования Бога верой? Вы признаете существование планеты Земля? Да, конечно. Значит, вы верите в нее? Нет, наверное, такое признание существования земли нельзя назвать религиозной верой, это простое убеждение в ее существовании. Значит, и убеждение в существовании Бога нельзя назвать верой, это просто убеждение, а вера и убеждение — это разные вещи.

Так что же такое вера? Вера — это когда человек всем своим существом доверяет Богу и старается всем своим умом, всеми чувствами, всем сердцем стремиться к Нему. У митрополита Антония Сурожского однажды спросили: «Почему я должен верить в Бога»? Он ответил: «Потому что Бог верит в тебя». Он верит в нас, Он доверяет нам, как любящий Отец доверяет своим детям.

Доверьтесь Богу, потому что Он Вам доверяет. Если нет в Вашем сердце еще этого доверия, то постарайтесь его попросить у Бога, как однажды один человек сказал Христу: «Верую, Господи, помоги моему неверию!»

Может быть, не все, но, наверное, многие задавались вопросом: зачем нужна Церковь? Зачем нужны храмы, зачем человеку эти посредники между ним и Богом, когда любой из нас может обращаться к Нему напрямую? Может быть, это все и не нужно? Может быть, достаточно веры в душе? Как правило, когда мы так думаем, что достаточно веры в душе, мы обманываем самих себя. Ведь каждый из нас любит своих родственников, каждый из нас каким-то образом ежедневно выражает свою любовь к близким. И никто из нас при этом не говорит, что достаточно, например, любить своих родителей в душе и при этом свою любовь внешне никак не выражать. Также и вера человека, несомненно, должна выражаться и внешне. Но как говорил святой апостол Иаков: «и бесы веруют и трепещут». То есть и бесы признают существование Бога, но от этого они не стали лучше. Так же и с людьми. Ведь простое признание существования Бога никого не делает лучше. Человек должен не только признавать существование Бога, но и стараться жить так, как Он нам заповедал.

2.        Верите ли Вы во Христа?

Зачем верить во Христа, если Вы уже верите в Бога? Кем был Иисус Христос? Дело в том, что сущность и главное отличие христианства от других религий в том и состоит: христиане прежде всего верят во Христа как Сына Божия, как Спасителя, пришедшего для спасения согрешившего человечества от греха, проклятия и смерти. Христианская Православная Церковь учит, что Христос не просто пророк, не просто великий учитель нравственности — Он Спаситель, Спаситель Церкви.

Основные положения учения Православной Церкви об Иисусе Христе звучат следующим образом:

1)        Иисус Христос был реальной исторической личностью, Он жил на земле около 2000 лет назад. Иисус Христос был такой же человек, как и мы из плоти и крови, Он был, в полном смысле, настоящим Человеком. Однако Он все-таки отличался от нас: Он был безгрешным Человеком, абсолютно непричастным ни к какому греху или страсти.

2)        Иисус Христос есть Сын Божий, а значит, и Бог. Сын Божий стал человеком для того, чтобы соединить человечество с Богом в Своем лице и в Церкви. Иисус Христос - Богочеловек. Для Бога нет ничего невозможного, поэтому для спасения согрешившего человечества «Бог стал Человеком для того, чтобы человек стал богом» (святой Афанасий Великий), то есть для того, чтобы человек через веру во Христа приобщился к Божественному совершенству.

3)        Как может быть, что Иисус Христос вместе был и Бог и человек? Церковь уже давно дала ответ на этот вопрос — Бог и человек соединены во Христе неслитно, неизменно, нераздельно, неотлучно.

4)        Иисус Христос добровольно принял страдания на Кресте и смерть как человек, а на третий день воскрес как Совершенный Бог. Смысл пришествия Христа был не в том, чтобы принести какое-то новое учение. Сын Божий пришел для того, чтобы основать новое человечество подобно тому, как Адам стал родоначальником всех людей. Только Христос основал его не с помощью обычного телесного размножения, а с помощью  веры в Него. То есть человек, принимая и веря во Христа как Спасителя и исполняя Его заповеди, именно в Крещении умирает для старого человечества и воскресает, становясь новым человеком. Христиане и есть новое человечество, которое называется Церковью Христа.

Именно поэтому так важно принадлежать к Церкви, к обществу верующих во Христа. Пребывание в Церкви, которое выражается в посещении богослужений, в молитве, в совершении добрых дел и т.п., является важнейшим условием спасения. Отношения верующих и Церкви можно представить в виде образа дерева и ветвей. Церковь — это ствол этого дерева, а все верующие — ветви. В Крещении человек прививается к этому «стволу» и становится новой ветвью. Если же ветвь не берет никаких соков из ствола, то она высыхает и отпадает. Так и всякий человек, принявший Крещение, если не питается духовной пищей от ствола — Церкви, если не посещает богослужений, не причащается, не исповедается, не совершенствуется духовно, то он духовно умирает, высыхает, как не прижившаяся ветка, и отпадает от ствола, то есть отпадает от Церкви.

Принимая Крещение, человек соединяется со Христом. Как можно соединиться с Человеком, Который жил на земле две тысячи лет назад? Соединиться можно духовно. А зачем это нужно? Человек, пребывающий в единстве со Христом, с Богом, пребывает в единстве и с самим собой, со своими желаниями, со своими чувствами. Только в Боге человек обретает смысл своего существования. Только пребывая в единстве со Христом в Его Церкви, человек становиться совершенным и духовно и физически.

3. Что такое Крещение?

Крещение — главное событие в жизни человека. Крещение — это Таинство, в котором человек умирает для греха и прежней жизни и воскресает вместе со Христом для Бога.

Сам Господь наш Иисус Христос в беседе с Никодимом сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». В Крещении человек заново рождается. А зачем заново рождаться? Живя в мире без веры, без Христа, во грехе, человек духовно умирает. И хотя он еще и живет, ходит на работу, радуется чему-то или скорбит, но душа человека без веры пребывает как бы в летаргическом сне, она как бы умирает. Поэтому человек, уверовав, должен как бы заново родиться, оставить прежнюю греховную жизнь, прежние греховные привычки.

Еще совсем недавно в Советском государстве за Крещение могли уволить с высокой должности, в лучшем случае объявить, выговор, а после революции 1917 года за веру в Бога можно было даже поплатиться жизнью.

Сейчас, слава Богу, мы живем в мире, где нам за нашу веру ничего не грозит со стороны государства. Это нужно ценить и не превращать Крещение в шоу со съемками и нетрезвыми гостями.

4. Кто может принять Крещение?

Принять Крещение может только тот, кто искренне уверует во Христа — Сына Божия, Спасителя мира, раскается в своих прежних заблуждениях и грехах и решится изменить свою жизнь согласно заповедям Христовым. Нужно, чтобы Крещение принимал  ребенок таких родителей, которые действительно верят во Христа как Сына Божия.

5. Почему Вы решили крестить своего ребенка?

Возможно, Вы решили крестить ребенка просто из обычая — все крестят. Это не так уж и плохо. То, что Вы стремитесь следовать благочестивым обычаям наших предков, говорит о Вашем уважении к нашей истории и религии. Но нужно помнить, что и для наших предков принятие Крещения было не просто обычаем, но всегда серьезным шагом, и они всегда стремились знать учение Православной Церкви, старались следовать этому учению и учили этому своих детей как словом, так и своим собственным примером. Так же должно быть и у Вас.

Иногда говорят, что нужно крестить ребенка, иначе он будет болеть. Да, действительно, здоровье — это Божий дар, и если Ваш ребенок будет здоров, то в первую очередь нужно благодарить Господа, Единого Врача наших душ и тел. Однако если Крещение Вы совершаете только с этой целью и не имеете на самом деле веры во Христа и не стараетесь жить по Его заповедям, и не научите своего ребенка вере, то такое Крещение послужит Вам только в осуждение.

Откуда появился обычай крестить младенцев? Он существует в Православной Церкви с глубокой древности. И хотя младенец еще не в состоянии понять того, что с ним происходит, он крестится по вере родителей. То есть родители обещают воспитывать своего ребенка в православной вере, воспитывать своим примером, словом, молитвой. При крещении младенцев обязательно присутствуют также и крестные родители.  Именно они и берут на себя ответственность за соблюдение обетов крещения новокрещенным младенцем. И за исполнение этих обещаний родители и крестные дадут отчет пред Господом и пред своей совестью.

 

 

4.        Зачем нужны крестные родители?

Крестные родители, или восприемники, по существующей сейчас практике обязательно должны быть при Крещении младенцев, при Крещении взрослых — необязательно. В древности крестные были обязательно и при Крещении взрослых — это был опытный христианин или христианка, которым поручался новокрещенный (-ая) для обучения вере.

При крещении младенцев крестные берут на себя ответственность за соблюдение обетов крещения новокрещенным младенцем и его духовное воспитание. При Крещении младенцев необязательно, чтобы было два крестных — для мальчика достаточно одного крестного — мужчины, для девочки — достаточно крестной-женщины.

Выбирая крестных для своих детей, родители должны руководствоваться прежде всего уверенностью в том, что будущий крестный действительно является православным христианином, живущим по заповедям Христовым в общении с Православной Церковью.

Крестные не могут быть неверующие, некрещеные, иноверные, несведующие в Православии, несовершеннолетние и душевнобольные. Недопустимо, чтобы родители были крестными собственных детей. Церковные правила не запрещают быть крестными одного и того же младенца родным брату и сестре, а также дедушке и бабушке. Крестный или крестная обязательно должны достигнуть совершеннолетия — 18 лет. Мужчина и женщина, ставшие крестными одного младенца, не могут между собой состоять в браке.

К сожалению, из практики видно, что сейчас крестные родители в реальности не могут серьезно влиять на своих крестников, поэтому все функции крестных по научению вере в полной мере и со всей ответственностью ложатся на плечи родителей.

Перечислим вкратце обязанности крестных по отношению к своим крестникам:

1) Первая и самая главная обязанность крестных — это молитва о своих крестниках

2) Вторая, не менее важная — когда ребенок становится восприимчив к обучению, крестные должны учить его православной вере

3) Крестные должны заботиться о причащении своих крестников — хотя бы раз в месяц нужно приносить младенца в храм для причастия (необязательно к началу службы, можно и к концу). Когда ребенок достигнет 7 лет, его также нужно приводить в храм и на исповедь.

4) водить крестника в воскресную школу или по крайней мере напоминать о необходимости этого родителям крестника.

6.        Что дается в Крещении?

В Крещении человеку даются следующие духовные блага:

1)        Дар Святого Духа — Святой Дух — Третье Лицо Святой Троицы, пребывающий в Единстве с Отцом и Сыном, Он есть Бог, так же, как и Отец есть Бог и Сын. Но все три Лица не есть три бога, но Единый Бог в Троице. Дар Святого Духа — это особый дар Божественной благодати, который означает, что в новокрещенном человеке с момента помазания его святым миром духовно пребывает Сам Бог и руководит всей жизнью человека.

2)        Ангел-хранитель

3)        Православное имя - оно дается по традиции Русской Православной Церкви только в честь какого-либо святого или святой. Имя ребенку, как правило, выбирают родители, взрослый крещаемый вправе сам выбрать себе имя. С момента Крещения святой, в честь которого крещен человек, покровительствует в своих молитвах пред Богом за новокрещенного. День памяти это святого принято называть «днем Ангела», или «именинами». На Руси раньше существовала традиция, по которой новорожденному младенцу давали имя того святого или святой, в день памяти которых он родился, поэтому зачастую день рождения и именины совпадали. Сейчас этого обычая придерживаться необязательно.

4)                    открывается доступ ко всем Таинствам Церкви — новокрещенный становится полноправным членом Церкви, который может причащаться, исповедоваться, участвовать в церковной жизни молитвой, трудом, милостыней, социальным служением и др.

После Крещения для человека, принявшего его, должна начаться новая жизнь, жизнь без греха, жизнь с Богом, со Христом. Что это за новая жизнь? Это жизнь христианина или христианки, жизнь человека в подлинном смысле свободного, но свободного не от угнетения богатых или эксплуатации, а свободного внутренне, духовно — от греха и страстей, по- настоящему делающих человека своим рабом.

Нравственные обязанности православного христианина и христианки:

1.         Участвовать в церковной жизни — посещать богослужения (хотя бы раз в неделю).

2.         Участвовать в церковных Таинствах — исповедоваться и причащаться. Исповедоваться необходимо для того, чтобы очищать свою совесть от совершенных грехов, причащаться - для того, чтобы быть с Богом, потому что в причастии человек духовно соединяется со Христом в Его Церкви.

3.         Молиться дома утром и вечером. Молитва — это благоговейная беседа с Богом. Как нашему телу нужен воздух, как говорил один из святых отцов, так нашей душе необходима молитва.

4.         Читать и изучать Священное Писание (Библию) и святых отцов Церкви. В Библии содержатся все основы нашей веры, чтение и изучение ее необходимо всем православным. Святых отцов изучать необходимо потому, что именно в их сочинениях сохранена традиция правильного, православного понимания Библии.

5.         Должен жить по заповедям Божиим, основные из которых - любить Бога и ближних.

6.         Необходимо бороться со своими страстями (греховными привычками), так как они удаляют от Бога  — бороться нужно со сквернословием, пьянством, нарушением супружеской верности (прелюбодеянием), блудом, воровством, завистью, осуждением и др.

Конечно, каждый из нас исполняет эти обязанности  в меру своего духовного возраста. Это идеал, к которому нужно стремиться, который со временем, не сразу, но необходимо достичь. Но мы должны помнить, что за исполнение заповедей Божиих мы будем давать отчет пред Богом и своей совестью.

Каждый православный христианин и христианка должны знать СИМВОЛ ВЕРЫ, который является кратким изложением основных догматов Православной Церкви

СИМВОЛ ВЕРЫ

На церковно-славянском языке

На современном русском языке

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3.Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

8. И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки.

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11. Чаю воскресения мертвых,

12. и жизни будущаго века. Аминь.

1. Верую в Одного Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого  и невидимого

2. И в Одного Господа Иисуса Христа, Единородного Сына Божьего, рождённого от Отца прежде всякого времени; Свет от Света, истинного Бога, рождённого от истинного Бога, рождённого, а не сотворённого, единосущного Богу Отцу и через Которого произошёл весь мир;

3. сошедшего с небес для нас, людей, и нашего спасения, воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии и сделавшегося истинным человеком;

4. и распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего и погребенного;

5. и воскресшего в третий день, как было предсказано в Писании;

6. и вознесшегося на небеса и сидящего по правую руку от Отца;

7. и Который опять придет во славе, чтобы судить живых и мертвых, и Его Царству не будет конца.

8. И в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, Которому надлежит поклоняться и Которого славить одинаково с Отцом и Сыном, говорившего через пророков.

9. В Одну Святую Соборную и Апостольскую Церковь.

10.Я  признаю одно в жизни крещение для очищения грехов.

11. Я ожидаю воскресения мёртвых

12. и другой, вечной жизни. Аминь.